Страничка психолога

Оценка уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой

В качестве методик использован следующий инструментарий: Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) и Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан). Статистическую обработку результатов мы планируем провести с использованием компьютерных программ «Microsoft Excel», «Statistica v.6.0.437.0».  

База эмпирического исследования: МАНОУ «Гимназия №2» города Мариинска. Общая выборка: 100 человек, учащиеся 5 и 6 классов. Исследование проводилось в 2 этапа: первый этап исследования был проведен в учебный период, в октябре, в конце недели, во время классного часа; второй этап в учебный период, в январе, в начале недели, после каникул, с помощью анкеты по оценке уровня школьной мотивации и методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).

Группам выдавались в первый и во второй этап модифицированный вариант анкеты по оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Цель: изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.

Тест включает в себя методические инструкции для психолога, инструкцию для испытуемого, ключ, описание интерпретации результатов и опросник, состоящий из 10 утверждений, каждому из которых соответствуют 3 варианта ответов. Задача испытуемого – выбрать вариант, в максимальной степени отражающий его мнение. С помощью анкеты определяется один из 5 основных уровней школьной мотивации:
  • максимально высокий уровень школьной мотивации, учебная активность;
  • хорошая школьная мотивация;
  • положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;
  • низкая школьная мотивация;
  • негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Второй тест, предлагаемый нами группам – методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
  1. По каждой из шести шкал определить:
    • уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
    • высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
    • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
  2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Из результатов исследования по анкете школьной мотивации Н.Г. Лускановой, мы видим, что в первом этапе в группе 6 классов преобладает внешняя мотивация (ниже среднего уровня) в 5 «А» классе - 14 человек (52%), в 5 «Б» - 17 человек (65%). У этих детей, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Высокий уровень мотивации только по одному человеку в каждом классе – это 8% от всего количества респондентов. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Также по одному человеку (8%) из 5 «А» и 5 «Б» класса показали негативное отношение к школе (в 5 «А» классе респондент под №5, в 5 «Б» - №3). Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.

По результатам второго этапа мы видим, что 8 человек (32%) учащиеся в 6 классе показали высокий уровень школьной мотивации, учебной активности, это на 6 человек (на 26% повысилось) больше чем на первом этапе. 16 человек (53%) учащиеся в 6 классе, показали средний уровень - хорошая школьная мотивация, тогда как в первом этапе только 10 человек (37%). Подобные показатели имеют большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Также мы видим, что отсутствуют показали негативного отношения к школе, и низкий уровень школьной мотивации показали только 9 человек (34%) из шестых классов.

Можно сделать вывод, что группы детей участвующие в экспериментальной площадке повысила уровень школьной мотивации. Это мы видим по результатам второго этапа, который прошел в январе 2017 года.


Комментариев нет:

Отправить комментарий