Программа ВД

Рабочая программа внеурочной деятельности
"Считай. Смекай. Отгадывай"
для учащихся 5-7 классов
общеинтеллектуальное направление

Рабочая программа разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
  1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
  3. Письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования";
  4. Письмом Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ";
  5. Приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897";
  6. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (от 29.12.2010 № 189)
  7. Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности муниципального автономного нетипового общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2», утв. приказом МАНОУ «Гимназия № 2» от 27.06.2016 № 107;
  8. Основной образовательной программой основного общего образования МАНОУ "Гимназия № 2", утверждена приказом № 10 от 03.10.2013 г.;
  9. Учебным планом муниципального автономного нетипового общеобразовательного учреждения «Гимназия №2», утверждено приказом МАНОУ «Гимназия №2» от 30.08.2016 № 116.

Актуальность программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные способности. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Навыки решения математических задач необходимы любому школьнику не только для того, чтобы успешно участвовать в различных математических конкурсах и олимпиадах разного уровня, они являются также средством развития их математических способностей. Чтобы выполнить задания, которые подбираются к этим занятиям, ученик должен не только и не столько знать программный материал, главное уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерности, уметь воображать, фантазировать.

Новизна данной программы заключается в том, что она включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Существует довольно обширная и основательно разработанная область математики: всевозможные головоломки, фокусы, игры, парадоксы и т.п. элементы теории вероятностей, геометрии, выходящие за рамки стандартного курса математики в 5-7 классах. Содержащиеся в них идеи весьма серьезны. Известны занимательные задачи, явившиеся отправной точкой для зарождения новых математических теорий. Использование таких задач в практике обучения способствует развитию у учащихся интереса к математике.

Цель программы – повышение познавательного интереса учащихся, развитие их математического мышления и творческих способностей через задания исследовательского характера

Программа предусматривает реализацию цели путём решения следующих задач:
обучающие:
  • знакомить учащихся с математическими понятиями, которые выходят за рамки стандартного курса математики в 5-7 классах;
  • выработать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  • научить применять знания в нестандартных заданиях;
  • прививать им определенные навыки научно-исследовательского характера;
развивающие:
  • развивать внимание, память, логическое мышление, пространственное воображение, способность к преодолению трудностей;
  • выявлять и развивать математические и творческие способности;
  • формировать математический кругозор, исследовательские умения;
воспитательные:
  • воспитывать устойчивый интерес к предмету;
  • расширять коммуникативные способности учащихся;
  • воспитывать у учащихся чувство коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной;
  • воспитывать понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Программа курса «Считай. Смекай. Отгадывай» учитывает возрастные особенности школьников на уровне основного общего образования и предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. Некоторые математические игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами. Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся 5-7 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.

Программа рассчитана на 3 года (всего 105 часов, 1 час в неделю). Занятия курса внеурочной деятельности "Считай. Смекай. Отгадывай" начинаются через 40 минут после окончания учебных занятий и проходит в кабинете математики.

Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс
  1. Введение – 1 ч.
  2. Логическое мышление – 9 ч.
  3. Логическая мозаика. Поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания. Задачи на маневрирование. Решение логических задач.Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные.
    Форма контроля: конкурс на лучшую задачу по поиску закономерностей, конкурс математических сказок
  4. Комбинаторика – 9 ч.
  5. Определение комбинаторной задачи. Метод перебора. Методы решения комбинаторных задач. Случайные события. Вероятность наступления случайного события.
    Форма контроля: тестирование
  6. Нетрадиционное мышление – 12 ч.
  7. Геометрия клетчатой бумаги. Геометрические головоломки: Танграм, Пентамино, Волшебный круг, Колумбово яйцо. Игры со спичками. Ребусы. Магические квадраты. Шифры.
    Форма контроля: создание игры-головоломки, конкурс на лучший математический ребус
  8. Решение олимпиадных задач – 4 ч.
  9. Форма контроля: защита мини-проекта

6 класс
  1. Введение – 1 ч.
  2. Логическое мышление – 10 ч.
  3. Логическая мозаика. Решение логических задач на переливания и взвешивания. Таблицы. Решение логических задач с помощью таблиц. Диаграммы.
    Форма контроля: схематическое изображение задач; проведение опроса и построение диаграмм по его итогам
  4. Комбинаторика – 12 ч.
  5. Логика перебора. Правило умножения. Перестановки. Случайные события. Частота и вероятность случайных событий. Вероятностная шкала.
    Форма контроля: тестирование.
  6. Нетрадиционное мышление – 8 ч.
  7. Геометрия в пространстве. Конструкции из кубиков и шашек. Развертки. Топологические опыты. Решение лабиринтов.
    Форма контроля: изготовление объемных фигур по разверткам
  8. Решение олимпиадных задач – 4 ч.
  9. Форма контроля: защита мини-проекта

7 класс
  1. Введение – 1 ч.
  2. Логическое мышление – 11 ч.
  3. Старинные русские меры длины, площади, веса, объема. Арифметические задачи. Арифметические ребусы. Старинные русские задачи. Задачи с целыми числами. Математические фокусы и софизмы.
    Форма контроля: публичные выступления по различным темам по истории математики
  4. Комбинаторика – 7 ч.
  5. Методы решения комбинаторных задач. Исторические комбинаторные задачи. Введение в теорию вероятностей. Классическое определение вероятности.
    Форма контроля: тестирование
  6. Нетрадиционное мышление – 12 ч.
  7. Задачи на разрезание. Осевая и центральная симметрия. Определение фигур, обладающих осью симметрии. Построение симметричных фигур. Использование симметрии в жизни человека. Симметрия в природе. Орнамент и бордюры. Зеркальное отображение. Выполнение орнаментов, бордюров. Расширение знаний учащихся о практическом применении геометрии. Паркеты. Оптические иллюзии. Математическое искусство Мориса Эшера
    Форма контроля: практическая работа по построению симметрических фигур, паркетов; публичные выступления по различным темам из истории математики
  8. Решение олимпиадных задач – 4 ч.
  9. Форма контроля: защита мини-проекта

Комментариев нет:

Отправить комментарий